aksik ([info]aksik) wrote,

игрушки по возрасту. с рождения до года

Ведущая деятельность для ребенка до года – общение, прежде всего с мамой (или человеком, ее заменяющим). Поэтому главное, что должны знать родители – никакие игрушки не обеспечат гармоничное развитие малыша, если он обделен человеческим общением.
Младенец, подолгу самостоятельно играющий в одиночестве, и «не мешающий» взрослым
это не счастье, а горе, и наносит не пользу развитию, а вред. Поэтому любые музыкальные, электронные и прочие технические новинки - это не игрушки, а «заменители мамы». Ребенок воспринимает прежде всего эмоции взрослого, который с ним играет, а уже потом предмет.

Для младенца игрушки совсем не первая необходимость. Ведь ребенок познает мир – его прежде всего интересуют люди и настоящие предметы, а не куклы и изображения вещей. Многие мамы замечают, что их малыш с удовольствием играет обычными бытовыми вещами, а яркие, дорогие игрушки пылятся в ящике. Это совершенно нормальное поведение! Более того, младенцу как можно больше нужно предоставлять различных (безопасных!) предметов, чтобы он мог их ощупать и учился ими манипулировать. Для младенческого возраста верно правило – чем проще игрушка (вещь), тем лучше для развития. Игрушки должны быть желательно из натуральных материалов, спокойных и реалистичных расцветок, не искаженных форм.

Многие родители стремятся накупить как можно больше «развивающих игрушек». Во-первых, «развивающая игрушка» - это «масло масляное». Любая игрушка служит развитию, вопрос только что она развивает? Во-вторых, как уже говорилось, ребенок в первую очередь должен познавать мир, а не ассортимент игрушечных магазинов. Разумеется, малышу невозможно дать в руки все предметы (трактор), но те, которые доступны, должны быть в его владении обязательно (ложка, лоскутки, палочки, травинки и т.п.).

В младенчестве ребенок учится ориентировочному поведению – в 2-3 месяца он поворачивает головку, следя за игрушкой, которую держит взрослый. Ребенок поворачивается на звук, следит за игрушкой взглядом. (Погремушки должны издавать приятный звук, быть спокойных расцветок, приятными на ощупь и безопасными, ведь скоро малыш будет брать их в рот).

Ребенок начинает тянуться к игрушке, его координация развивается. По мере ее развития родители кладут перед ребенком игрушки так, чтобы он мог их достать, сделав некоторые усилия.
После полугода ребенок учится «находить» игрушку, которую прячет (у него на виду) взрослый.

Хорошо давать ребенку игрушечное зеркальце.

При выборе игрушек нужно помнить, что главная «игра» ребенка до года - манипулирование предметами. То есть, ребенок должен манипулировать вещью, а не вещь ребенком (это правило не только для этого возраста, и не только для игрушек!). Если игрушка «запрограммирована» на какое-либо действие, то ребенку не остается право попробовать выполнить с этой игрушкой что-либо другое. Он только пассивно принимает то, что ему предложил дизайнер игрушки. Игрушка должна быть функциональна, она должна выполнять любые действия, которые захочет сделать с нею ребенок, а не быть «хозяйкой» процесса игры:
домик с сюрпризом:
http://www.zpapa.ru/igrushki/muzykalnaya_igrushka/smoby_1127.html
с этой куколкой нельзя поиграть. Все, что она может делать – выглянуть из домика. Даже если ребенок захочет сделать что-либо другое, у него это не получится, он должен «слушаться» игрушку. В чем заключается опасность таких автоматических игрушек? Прежде всего, ребенок не нацелен на созидательную деятельность, он только ищет, как «включить» предмет, он не пытается самостоятельно им манипулировать. Он не играет сам, а хочет, чтобы его «развлекали» умные игрушки.

Любые автоматические, механические и электронные игрушки призваны «отвлечь» ребенка, захватить его внимание. Какое счастье для мамы, правда? Ребенок занят, его «отвлекает» сложная техническая игрушка! Как всегда, нужно смотреть глубже: ведь ребенок привыкает к тому, что «нечто» захватывает его внимание. Он не учится САМ концентрировать внимание, САМ не увлекается процессом манипуляции с предметом. Это – первый шажок ребенка к синдрому дефицита внимания. Внимание становится рассеянным, малышу не так-то просто сконцентрироваться на игрушках, которые не «развлекают» его музыкой или автоматическими действиями, а с которыми нужно играть самому, прикладывая определенные усилия.

Нужны ли ребенку игрушки, где нужно нажимать различные кнопочки, чтобы вызвать то или иное действие? Как мы уже не раз говорили, чем «умнее» игрушка, тем меньше требуется думать ребенку. Чтобы нажимать кнопочки, особого ума не нужно, тем более не нужно двигаться и искать другие игрушки. Еще один отрицательный фактор – такие игрушки направлены на отработку одного действия. Совершенно справедливо, что малыш долго и помногу отрабатывает какое-то действие, усваивает навык. Но он может спонтанно начать его, и также спонтанно закончит! А «умная игрушка» не дает ему свободы выбора. Например: есть коробочка и мячик. Годовалый малыш додумался вставить мяч в коробочку («входит и выходит» :)). После этого он решил поместить в коробочку свой ботинок – никак, старается, пыхтит, берет что-то другое. Потом надевает коробочку мишке на голову. То есть, ребенок выбирает функции игрушки и действия с ними. А если у него игрушка, где надо вставлять какую-либо фигурку в отверстие, вынимать и снова вставлять? Автоматическое, бездумное действие, и больше ничего. Такие игрушки приучают ребенка не думать, что можно сделать, а искать, «что нужно нажать», чтобы все сделали за него.

Если игрушка что-либо изображает, это должен быть конкретный предмет, явление или живое существо, а не мутант или гибрид нескольких, т.к. это нарушает правильность восприятия:

Гусеница-цветок:
http://teddymarket.ru/item906.html
так что же это? Цветок или гусеница?
Такие игрушки формируют искаженные представления о мире. Гусеница, кстати, должна превращаться вовсе не в цветок, а в бабочку.

Игрушки для развития мелкой моторики.
Как правило, под этим понимается многочисленный набор синтетических и пластиковых новинок игрушечной промышленности. Нужно заметить, что для наших рецепторов пластик (какой бы он ни был конфигурации) остается только пластиком. А вот для развития мелкой моторики чрезвычайно важно, чтобы малыш трогал ручками как можно больше фактур: разные натуральные ткани, дерево (гладкое и кору), травинки, землю, песок, камушки, и т.п. тогда рецепторы действительно трудятся и распознают различные поверхности. Обычно мамы начинают возражать – как же так, давать ребенку «всякую грязь»! а вдруг что-то с ним случится! Сначала скажите-ка мне, те замечательные игрушки, лежащие на коврике или в ящике – стерильны? Нет. А если будут стерильны, нанесут огромный вред иммунной системе. Конечно, везде нужна разумность – не надо давать ребенку облизывать все с земли, но ничего не произойдет, если он засунет в рот какой-то посторонний предмет. Если вы боитесь давать веточку на улице – принесите ее домой и окатите водой, в конце концов.


Самый лучший вариант – если мама делает игрушки сама. нужно понять – ребенка не интересует цена игрушки и название популярной фирмы-производителя. Это необязательно должны быть какие-то сложные конструкции – например, сшейте незатейливую фигурку (хоть мячик), положите внутрь бубенчики. Или сделайте маленькие тканевые подушечки из различных материалов, внутрь насыпьте разных сыпучих продуктов – будет стимулятор тактильных ощущений. Совершенно незаменимое средство – «пальчиковые игры», или пестовальная гимнастика. Это синтез эмоционального общения с развитием мелкой моторики, для ребенка – идеальная игра!
Tags: игры и игрушки, младенчество, психология, развитие детей

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments

[info]korovka

February 28 2008, 08:31:34 UTC 4 years ago

Спасибо, очень для нас актуально

[info]aksik

February 28 2008, 08:34:04 UTC 4 years ago

пожалуйста, надеюсь, пригодится!

[info]arslanbike

February 28 2008, 08:40:10 UTC 4 years ago

Первая ссылка не работает, хотя и так понятно о чем речь ;0)
Спасибо.

[info]aksik

February 28 2008, 08:44:01 UTC 4 years ago

большое спасибо, другую вставила.
это продавцы испугались и сбежали :)

[info]kannelyarvi

February 28 2008, 09:06:11 UTC 4 years ago

Почему мама должна делать игрушки сама? Существуют готовые игрушки именно такого плана - подушечки с разными наполнителями, мячик с бубенчиками. Не все игрушки, существующие в продаже - плохие. То же самое с куклами - монстры Брац безусловно ужасны, но можно найти и "добрых" красивых кукол.

[info]aksik

February 28 2008, 09:14:38 UTC 4 years ago

мамина энергетика значит очень много. я не говорю, что вообще не должно быть покупных. но и отсутствие самодельных тоже плохо.

[info]aksik

4 years ago

[info]aksik

4 years ago

[info]sahkanit

February 28 2008, 10:08:47 UTC 4 years ago

Спасибо! Поняла насчет кнопочек :) Я так к ним цеплялась не потому, что у Максима много кнопочных игрушек. Как раз наоборот, была одна, да и та сломалась :) Но производители же пишут: "В процессе игры развивается координация и слаженность движений, пространственное представление, воображение, причинно-следственные связи." Звучит логично. Хотелось понять, что же тут не так :)

А игрушки типа пирамидок или стаканчиков разве не в этой возрастной категории?

[info]aksik

February 28 2008, 11:43:38 UTC 4 years ago

мне кажется, пирамидки все же логичнее поместить от года до двух, как ты думаешь? потому что до года полного освоения все равно не происходит.
а в рекламе все логично звучит, к сожалению

[info]sahkanit

4 years ago

[info]white_stream

February 28 2008, 13:36:41 UTC 4 years ago

А можно ваши статьи размещать в сообществе [info]baby_article? С копирайтом, естественно

[info]aksik

February 28 2008, 19:24:04 UTC 4 years ago

мне, конечно, не жалко. а там публика адекватная? а то я как разместила статью про памперсы в хорошем сообществе, но и там нашлись, кто пришел и нагадил :) мне некогда вести пустые споры. а если для хороших людей - пожалуйста!

[info]aksik

4 years ago

[info]mama_nata

February 28 2008, 14:10:52 UTC 4 years ago

Очень поддерживаю общий дух статьи! Напр. у нашей дочки мамосамодельные игрушки самые любимые. Она до сих пор (сейчас ей 3,5) любит доставать из мешка "детских" игрушек самодельные мягкие кубики с поверхностями из разных тканей, подушечки с разными крупами - "мамой пахнет!" А уж кукла, кукольный домик... Сейчас мы уже вместе мастерим.

Но мама должна сама хотеть этого: делать игрушки своеу ребенку, играть. "По обязанности" это не получится, ИМХО. Я смогла "все бросить" и заниматься только ребенком, но не у всех есть такая возможность и желание. Именно для них и выпускают те самые "развивающие" игрушки. Хорошо это или плохо? Это существует, это довольно сильно распостранено. В моем окружении достаточно много мам мало играющих со своими детьми (в этих семьях боьшую часть времени с детьми проводят няни, а они, как и мамы, очень разные, но игрушки из них воспитанникам никто не шьет)

[info]aksik

February 28 2008, 19:23:02 UTC 4 years ago

по обязанности вообще не получится быть мамой!
нежелание что-либо делать всегда имеет основания.
когда-нибудь доберусь до темы феномен материнства, там будет про это :)

[info]tutbe

March 1 2008, 22:25:18 UTC 4 years ago

не зря мне нравяться все эти игрушки типа "нажми на кнопку - получишь результат". Терпеть их не могла из-за их занудного звукового сопровождения.

>«всякую грязь»!
Знаю мамашу, которая запрещает (!) своему ребёнку играть песком, т.к. он его тянет в рот.

>тканевые подушечки
а ткань, небойсь, тоже надо не синтетику.
Есть у меня грелка (мешок, набитый овсом), если её находит, то всё, пиши "пропала".

[info]evgenia_s

March 19 2008, 11:47:37 UTC 4 years ago

А игрушка не ограничивает развитие ребенка???

Вновь перечитала пост и возник вопрос.
А игрушка не ограничивает развитие ребенка??? Ведь давая ему игрушку, особенно пока он маленький (до 3 - 4 месяцев)мы устремляем его взор на нее, тем самым сужая его возможности. Смотри на игрушку и следи за тем как она двигается. Не лучше вообще не давать ничего, пусть он сам выберет что рассматривать, мало ли углов в комнате. Что если не учить малыша следить за игрушкой, разьве он сам не научиться этого делать? Что если специально не прилагать усилий для развития ребенка, а просто жить с учетом того, что в семье прибыло и любить своего малыша безусловно, не пытаясь создать из него супер героя.
Вчера дискутировала с отцом на эту тему, он высказал версию, что детей до 3 месяцев лучше вообще специально ничем не развлекать: не трясти игрушкой, не агукать, не делать спец. гимнастик, наше сознание мудро устроено, ребенок он сам выбирет что познавать и сформируует собственное, никем не навязанное мнение об окружаещем его мире.
Я не утверждаю, я хочу знать ваше мнение на данную проблематику. Спасибо!

[info]aksik

March 19 2008, 11:53:05 UTC 4 years ago

Re: А игрушка не ограничивает развитие ребенка???

какая Вы умница :) точно! младенцы должны сами выбирать объект, игрушки до года вообще не обязательны. малыши до трех месяцев "настроены" на человеческое лицо - мама лучшая игрушка!

[info]evgenia_s

4 years ago

[info]aksik

4 years ago

[info]evgenia_s

4 years ago

[info]nkb

2 years ago

[info]aksik

2 years ago

[info]nkb

2 years ago

[info]orange_jazz

May 26 2008, 15:05:32 UTC 4 years ago

спасибо Вам огромное за все тексты про игрушки и игры. Скопировала все себе в файл, распечатаю и буду хранить на полке среди самых важных книжек. Может быть, Вы когда-нибудь все это в книжку оформите? Так мало хорошей литературы по этому поводу.

И еще у меня 2 вопроса:
- что Вы думаете про пальчиковое рисование в раннем возрасте, до года? есть методика, например, "Художники в памперсах" http://www.bibicall.ru/content/category/12/36/47/

- расскажите, как-нибудь, пожалуйста, про спортивные игры и/или физическое воспитание. Не знаю, насколько это здесь в теме к играм. Например, сейчас есть всякие спорт.комплексы для самых маленьких (например, Лены Даниловой) - я пытаюсь понять, насколько это все правильно?
Заранее большое спасибо!

[info]aksik

May 27 2008, 06:48:56 UTC 4 years ago

про рисование думаю положительно чем раньше, тем лушче ! подробно в курсе.

[info]orange_jazz

May 26 2008, 16:56:23 UTC 4 years ago

И еще вопрос вспомнила - а что Вы думаете про "игровое место" ребенка? оно должно быть? может, это актуально только в нашем возрасте - но поскольку деть все время за мной по квартире передвигается (или передвигаем:), то у нас игрушки "расползлись" по всей квартире - везде, где мы с ним какое-то время проводим, что-то из игрушек есть, включая ванную. В каждом месте завели для этого коробку. Но когда вечером прибираем игрушки перед сном - приходится всю квартиру обходить:) И я что-то сомневаться стала, правильно ли так...
И с какого возраста актуальна детская как отдельное помещение? у нас пока используется как место, где сушится белье:)

[info]aksik

May 27 2008, 06:48:28 UTC 4 years ago

если ребенок живет в игре и играет постоянно, отсюда следует вывод, что его надо запереть в игровом месте :)? он же бегает по квартире, делает с мамой все дела. и игрушки бегают вслед за ним :) конечно, ящики и другие накопители не отменяются.
детская актуальна с того момента, когда ребенок может спать в отдельной комнате.
про спорт.комплекс: меня так шарахает от всего, что связано с ДАниловой, что даже не знаю :) мы купили простой комплекс, очень довольны, детка стала значительно ловчее. у ребенка 2-3 лет грубая моторика ведущая, так что подвижные игрыи занятия всячески привествуются.

[info]val_naa

3 years ago

[info]aksik

3 years ago

[info]val_naa

3 years ago

[info]aksik

3 years ago

[info]olga_oo

December 10 2008, 22:36:51 UTC 3 years ago

очень хорошая статья! подскажите пожалуйста, а что такое «пальчиковые игры», или пестовальная гимнастика?

[info]aksik

December 11 2008, 08:48:18 UTC 3 years ago

сороки-белобоки всякие. пестовальная гимнастика - погуглите, много найдете.

[info]nush_ka

February 16 2009, 15:14:10 UTC 3 years ago

Во всем с вами согласна! Обожаю делать игрушки сама и вместе с детьми! Связала вот пальчиковые игрушки, но к своему ужасу не знаю, как в них играть! Просто разыгрывать сказочные сюжеты? Обыгрывать жизненные ситуации? Возможно вопросы простые, но меня ставят в тупик, правда :)

[info]aksik

February 16 2009, 16:38:34 UTC 3 years ago

можно сказки ставить, можно просто истории придумывать - жила-была, пошла гулять, встретила того и т.п.

[info]eishli

September 26 2009, 06:27:05 UTC 2 years ago

а что такое пестовальная гимнастика?

[info]aksik

September 26 2009, 12:12:35 UTC 2 years ago

массажик под потешки наберите в гугле получите много :)

[info]ksemuro73

January 1 2010, 14:57:26 UTC 2 years ago

Хоть тема и давняя, но т.к. мне она актуальна именно сейчас, то сейчас и выскажусь, пусть и для самой себя.
Я полностью согласна с тем, что надо ограничивать количество всяких кнопочных эелектронных поюще-звучащих игрушек.
Я полностью согласна с тем, что и игрушки, а, кстати, и картинки в детских книжках должны быть реалистичными и формировать правильное представление и о людях и о животных, а не так, как когда стишок про серого зайца сопровождает картинка странного персонажа РОЗОВОГО цвета (это в лучшем случае).
Я полностью согласна с тем, что простые игрушки, дающие почву для фантазии и изобретательности,лучше чем готовые "рецепты" на все случаи жизни. Полезнее когда ребенок играет с ложкой как с куклой, самостоятельно наделяя её настронением, эмоциями, звуками, наконец. А не те куклы, которые сразу выдают все звуки-пуки, а то и ......
Вот на счет самодельных.... Тут дело не только в умении-неумении мамы и не только в желании-нежелании, тут дело еще и в наличии времени. А поэтому я не вижу ничего страшного в том, чтобы покупать готовые игрушки, просто надо выбирать их с умом.

[info]marina_alt

February 24 2010, 13:34:27 UTC 2 years ago

Со всем согласна и с игрушками старших мальчишек своих у нас была такая же ситуация - все шила, все натуральное и т.д. Вот только с этой фразой - теперь уже - я не могу согласиться=):
"Младенец, подолгу самостоятельно играющий в одиночестве, и «не мешающий» взрослым
это не счастье, а горе, и наносит не пользу развитию, а вред".
Старший сидел все время на руках и играл только со мной или с папой, сам не играл никогда. И вот к 9-ти годам так и не научился. Ему все время кто-то нужен, он практически не может сам концентрировать свое внимание, разве что с компьютером.
С младшим (теперь уже средним, у мальчишек разница меньше 2 лет) некому было так играть, но он и не просил особо. Просто там, где я к старшему подошла бы просто потому, что считала, что это "не счастье, а горе и наносит не пользу, а вред". Он подолгу все детство играл с игрушками, с солдатиками, животными, кубиками, да и просто с щепками, чем угодно, уходил в этот свой мир и там "рулил", иногда пересказывая мне сюжет. Сейчас он более отзывчивый мальчик, чем старший, а по развитию ничуть не отстает. Так что это не всегда так категорично, как вы пишете.

[info]puhlozoma

April 20 2011, 12:58:27 UTC 1 year ago

Здравствуйте! Случайно, по ссылке, набрела на Ваш журнал, с удовольствием читаю :)
Хотела спросить, не подскажите, где можно почитать про пальчиковые игры и пестовальную гимнастику? Спасибо! :)

[info]aksik

April 22 2011, 06:32:22 UTC 1 year ago

добрый день, спасибо
желаю, чтобы пригождалось :)

извините, я не знаю так точно - попробуйте поисковиком, сейчас много такого пишут. есть книги "пальчиковые игры" - разных авторов, так и называются. есть книга "играем пальчиками, развиваем речь" (не помню автора, в поиске можно найти)
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…