Previous Entry Share Next Entry
Не забудьте выключить телевизор
cat
aksik
Подробности, или агрументы "против". Прошу учесть, что я пишу это с той точки зрения, когда родители включают только выбранные ("добрые") мультики или передачи. ПРо фильмы ужасов, уродливых персонажей, и прочее - это уже другая тема. Итак, хорошие передачи, фильмы и мультики - что же в них плохого?


1. Развитие восприятия. Как уже говорилось, в дошкольном детстве, частично и в младшем школьном возрасте, работа зрительного восприятия во многом зависит от кинестетического и осязательного. При просмотре любых мультфильмов, передач, презентаций, фильмов эти оба канала совершенно бездействуют. Значит - восприятие не может полноценно развиваться.

2. Накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы в мозгу (представления) и графически (рисунки). Поскольку "благодаря" просмотру телевизора основные параметры предмета отсуствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания собственных образов, ребенок копирует увиденные. Это очень хорошо видно по рисункам детей - если их попросить нарисовать мультяшный персонаж, они постараются в точности передать копию.

3. Развитие мозга. Основное развитие мозговых структур завершается к 6-7 годам. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. "Неактивированные", то есть неукрепившиеся благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи (миелин - жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса). При просмотре любых, самых "развивающих" фильмов или передач, ребенок НЕ может устанавливать новые связи. Потому что: 1 - не работают основные виды восприятия, 2 - зрительное восприятие пассивно, 3 - информация не требует переработки, а сразу же усваивается (хотя бы за счет агрессивной атаки быстрой смены кадров), 4 - мозг не успевает установить связи между объектами, "выхватывает" их обрывочно, 5 - при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон.

4. Обработка информации в мозгу. Как уже упоминалось, мозг не может полноценно развиваться, если его лишать основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов. Эти импульсы влияют и на построение зрительного и слухового образов. Следует учесть, что рассматривая повторно реальный объект, ребенок находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, раз от раза уровень понимания повышается, процесс восприятия активен и влияет на мыслительную деятельность. При просмотре мультфильмов ребенок не может осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. Нейроны "простаивают", мыслительные операции не развиваются. НЕ РАЗВИВАЮТСЯ В ПЕРИОД НАИБОЛЬШЕЙ АКТИВНОСТИ И САМОГО БЫСТРОГО РОСТА МОЗГА! Кроме того, за короткий промежуток времени мозг принимает нереальное для обычного рассматривания количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается "образумить" организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Крайние проявления заботы нервной системы о бедном перегруженном мозге: нервные тики, энурез, гиперактивность, аффективные реакции.

5. Пассивное времяпровождение, привычка к "уходу в другую реальность". Дети привыкают к пассивным видам деятельности, что может в отдаленном будущем вызвать тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствия, ничего не делая, или испытывать яркие эмоции в пассивном положении родители могут спровоцировать его в более старшем возрасте обращаться к психотропным средствам. (Яркие эмоции, не подкрепленные деятельностью; пассивные удовольствия).

6. Детство - очень краткий, но самый важный период в развитии личности. Просто жаль времени на то, что не приносит пользы, а наоборот, оказывает вредное воздействие. В детстве столько всего нужно успеть! И как можно отдавать драгоценные минуты разрушающим действиям?!

7. Сенсорные эталоны. Дошкольное детство - период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая ненастоящие, рисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильные представления о действительности. К концу дошкольного периода заканчивается формирование "первого абриса детского мировоззрения" (Д.Эльконин). Из чего будет складываться это мировоззрение? Из карикатурных, рисованных персонажей или впечатлений от окружающего мира? При наблюдении за реальным предметом, даже если его невозможно обследовать (гора, подъемный кран, и т.п.), у ребенка сформировываются пространственные представления, ощущение объема, и пр. При просмотре даже трехмерных изображений этого нет! (Следовательно, в мозгу опять ничего не связывается). Еще нужно учесть, что в дошкольном детстве нет сознания иллюзорности восприятия - то есть, дом вдалеке ребенок считает маленьким, даже если это высотка. И телепросмотры только подкрепляют это качество, мешая развитию правильного восприятия пространства. Особенно вредят восприятию макросъемка, разноплановая съемка, и другие операторские трюки.

8. Чередование активной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребенка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны впечатления, чем больше между ними установлено связей, тем выше интеллектуальная деятельность. Очень часто родители боятся, что ребенку "мало" впечатлений. Помните, пожалуйста, что для мозга важнее качество информации, а не ее количество! Поверхностность восприятия (много объектов) и снижение ценности отдельных впечатлений влияют и на речь и на мышление.

9. Желание родителей "найти себе заменитель". Самые яростные споры разгораются тогда, когда мы говорим о нежелательном использовании какого-либо средства. Родители согласны доброжелательно принять любую сумасшедшую идею: учить в год ребенка читать? Пожалуйста, можем даже в три месяца! Купать в проруби? Запросто, хоть в - 40! И так далее. Но если разговор заходит о том, что родителей нельзя ничем заменить, и именно их общество и их усилия нужны ребенку для развития, тут ломаются копья. Как это соска вредна?! А как же я ребенка успокою? Сама?! Я?! Да вы что! Я ему соску дам, и спокойно занимаюсь своими делами! Как это коляска вредна? А что - я должна его таскать, что ли? Сама?! Да вы что? Мне (тяжело, неудобно, как на меня все будут смотреть, мне нравится коляска - это очень модно, и т.п.). Как это - мультики не нужны? А чем же ребенку заниматься? Ах, со мной заниматься?! Ну нет - я мультики включаю, и ребенок занят, я хоть от него отдохну!
ТАким образом ничего не получится. Сначала необходимо понять, что ребенок - ВАШ, воспитываете его - ВЫ, не телевизор, не ясли, не садик, не (подставьте дальше).
Ваше общество, участие в ваших делах, ваши слова, поступки и даже мысли.
И если ребенок не занят непосредственно вашим делом (уборкой, стиркой, готовкой), то "крутится рядом" и пытается найти себе занятие возле вас, если он не дорос до того возраста, когда может настолько "заиграться" в куклы-машинки-строительство, что его не дозваться обедать. Я очень часто наблюдала картину - вот тебе мультики, дай спокойно маме по телефону поговорить. Ребенок очень быстро сделает из этого свой вывод, со временем найдет способы шантажа родителей (сделай так-то мне, а то буду тебе мешать). В подростковом возрасте это особенно ярко проявляется, "мелочи" раннего детства гипертрофируются. Из маленького семечка вырастает большое дерево. Хорошо подумайте, прежде чем приучать ребенка к методу "включу, лишь бы умолк".

10. Ощущение "обделенности" ребенка чем-то. Очень многое зависит от позиции родителей. Если родители, понимая вред телевидения, не включают его ребенку, но при этом очень переживают, что он не получит такие прекрасные впечатления, он обязательно почувствует эти невербальные сигналы. Неуверенность позиции родителей передастся ребенку, и у него может сформироваться даже комплекс от постоянного ощущения родительских тревог. Если родители понимают, что взамен разрушающего суррогата они дают своему ребенку бесценное, незаменимое ничем свое личное общение, совместную творческую деятельность, то проблемы "обделенного ребенка" не будет существовать.

АПД: мне очень понравился комментарий, цитирую:
"я уехала от родственников с ребенком в ужасную общагу из комфортной трехкомнатной квартиры на 50% из-за того чтобы не было постоянно включенного телевизора, так что выход есть всегда.
Аргументы читателей- ну бабушка смотрит ничего не поделать - не аргументы, интересно а если б бабушка с дедушкой не сериалы смотрели, а курили бы при ребенке в комнате все тоже б вздыхали - ну что же делать, уехать мы не можем, запретить курить бабушке тоже, пусть ребенок травиться табачным дымом, судьба у него такая".

Замечательно!!
Спасибо большое за эти 10 пунктов! Обязательно сохраню их для себя!

Эту статью ОБЯЗАТЕЛЬНО надо опубликовать во всех хороших детских сообществах - малыши, рукидс, фонатеги, пси-беби и т.д.

Хочу вот о чем спросить - а аудио-сказки ребенку не вредят? У моего сына косоглазие и телевизора дома у нас нет. Поэтому я в его три года частенько включала ему аудиосказку и давала лего - и воображение работает, и глаза не напрягаются, и руки не бездействуют.
Сейчас у меня растут дочки и я хотела узнать - не таит ли и этот способ подводных камней?

я про аудио обещала написать, но лучше рассказываь или читать, т.к. слуховое восприятие тоже не может быть без "живого источника звука", в дошкольном возрасте.

Марина, спасибо Вам огромное за все последние посты про ТВ! можно я их соберу и утащу к себе, с ссылкой на Ваш жж, разумеется?
и вообще, часто хочу что-то от Вас перепостить, можно каждый раз не спрашивать? :-)

можно не спрашивать :) пожалуйста!

Спасибо!!!! тоже "перепост"!

сколько угодно :) куда хотите :)

Спасибо, интересно.
Скажите, а если ребёнко сам берёт книжку и рассматривает картинки. Это вероятно, тоже не очень хорошо, ведь и в этом случае он тоже ничего понюхать, пощупать не может?

скажем так - все, что нельзя потрогать, хуже, чем то, что потрогать можно. вопрос в распределении времени - большинство времени бодрствования ребенок должен быть занят активной деятельностью - взаимодействием с предметами, а книги должны занимать небольшой процент общего времени (не наоборот), поскольку развитие происходит не в чтении, а в предметно-манипулятивной деятельности (2-3 г), и в игре (дошк.возраст). при этом я не говорю, что не надо читать или смотреть картинки - это прекрасное занятие, но НЕ основное.
про картинки - ребенок никогда не сможет смотреть картинки с той бешеной скоростью, с какой их ему подает экран, в этом вся разница. книжные картинки не становятся статичными, незыблемыми шаблонами в мозгу, они обрабатываются. хотя бы "оживляются" - нарисована принцесса, так нужно представить. как она движется.

Очень интересно. Распечатываю :-)
Кстати, это ведь верно и для взрослых? Пассивное наблюдение мало способствует формированию нужных знаний/навыков. То-то мне казалось, что КПД лекций в институте (в отрыве от семинаров и лабораторных) упорно стремится к нулю.
И - мне кажется, существует некий "безопасный" уровень просмотра мультфильмов. Например, 10 минут в неделю.

тут меня читает несколько бывших работников ТВ-студий, я бы хотела, чтобы они профессионально объяснили :) но взрослых это тоже не развивает, конечно.

Марина, как всегда прекрасная статья, очень вразумительно написанно, надеюсь в который раз ее использовать для убеждения неверящих в то что "этимульткикоторыеявыбраласамавполнехорошие и онихоченьлюбит"
Про то что рассказывать, а не читать абсолютно согласна - у нас есть книга про курочку рябу с хорошими постановочными иллюстрациями, так вот он ее стал смотреть послетого как я ему на протяжении года рассказывала эту сказочку, при этом ему уже нравиться самому текст мне пересказывать, в той же книге есть аналогичная сказка про колобка - я имею ввиду аналогично иллюстрированая, он ее не знает и она ему не интересна, читать ее нереально - ему скушно смотреть во время чтения на картинку...потому сейчас я 99% времени ему рассказываю сказк и и читаю стихи Маршака, иногда Есенина или пою песни,а 1% это просмотр картинок - иллюстраций и его интерпретация песен и сказок - он берет губную гармошку и играет Маму, или показывает как деде с бабой веселятся или как курочка яйцо разбила. Действительно в этом возрасте все у него проходит через движение и воображение.

Марина, спасибо большое!

Можно вопрос?
Мы одно время сдуру стали показывать по 10 мин в день бейбиэнштейна (сыну 1,4). И очень быстро у нас началось такое - в течение всего дня он постоянно тащил меня к телевизору и тыкал "включи". Мягко говоря, это напрягло. Потом еще почитала в интернете, спросила в псибейби, и телек теперь при бодрствующем ребенке не включается никакой.
В то же время, у нас с книжками такая история - приносит одну за одной, начинаешь читать - тащит следующую. Почему такое происходит?
А когда рассказываю сказки без картинок, не слушает :-(( Видно, что скучает

у нас такое же, только ребенок не смотрит телик. и тоже 1,4, точнее "читать-читать" на протяжении всего дня готова. но и слушает без картинок сказки, потешки, стишки.

Я из тех родителей, который включают выбранные мультики (у нас нет кабельного, только диски/кассеты).
Как-то мне попался текст, описывающий физическое влияние телевизора на взрослый и детский организм. Прочитанное мне очень не понравилось, в смысле, что мы с мужем, понаблюдав за собой, пришли к выводу, что даже зная об описываемых в статье эффектах (полугипнотическое состояние; расслабленность тела, но не нервной системы; невозможность легко "оторваться" от экрана; мнимый отдых и многое другое), очень трудно их минимизировать. Прошло некоторое время прежде чем мы отключились от кабеля, этого зонда искусственного питания. В немалой степени этому способствовали наблюдения за нашими детьми.
Я была рада прочесть этот, а так же несколько предыдущих ваших постов на эту тему. Какую же прорву времени нам это съэкономило! :)
Но телевизор не ушел из нашей жизни и как раз из-за пункта номер 9. Я думаю многие родители оказываются в ситуации, подобной нашей. Это не какая-то из ряда вон выходящая ситуация, а вполне стандартная по нашим временам - городская квартира, отсутствие "двора", работающие на полную ставку родители и, фактически, отсутствие помощи со стороны бабушек/дедушек. Родители, как и дети, бывают разными, и я, например, просто не в состоянии быть "на вахте" 24 часа в сутки - днем на работе, вечером развлекать детей и что-то делать по дому, а ночью...иногда спать. Сменить меня некому (помните, да, опции бабушки у меня нет), во двор они выходят только со мной (к сожалению, прошли те времена, когда мама из окна по три раза выкрикивала меня домой). И наступает момент, когда я понимаю - или 20-30 минутная передышка на телевизор или нервная и раздражительная я, но враг, то бишь телевизор, здесь не пройдет. При этом проблемы 10 у меня не наблюдается.
Я что хочу сказать всеми этими многабуквами? Я - обеими руками за. В идеале. Но если реальность не прогибается под идеал, то не нужно мучить себя угрызениями совести, это точно не пойдет ребенку на пользу.

Большое спасибо за статью. Каждый раз осознание важности воспитательного процесса очень стимулирует :)
помимо прочего, очень заинтересовало то, что "Для ребенка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать". какие здесь могут быть рекомендации? обсуждать с ребенком что мы видим/видели, как машина ехала, как чирикали птички... проговаривать что он сейчас делает или лучше "вспомнить как все было" потом? когда детёнок сосредоточенно что-то делает, прерывать его своими комментариями совсем не хочется.

как же быть, когда старшая дочь (8 лет) смотрит телевизор? малыша из комнаты выгонять :)?

ей-то это зачем?

Мой ребёнок ещё маленький и вопрос телевизора у нас не стоит, мы его не смотрим и мультики я показывать не собираюсь. Но интересует меня вред/польза от просмотра всяческих передач про животных на Discovery или Animal Planet. Можно ли их показывать малышу с определённого возраста и комментировать происходящее?

с какого определенного возраста? я бы подождала минимум до 7, а то и дольше - когда ребенок уже освоит обычные источники информации, требующие напряжения мышления.

Дома я ребенку телевизор не включаю, да и сама уже практически не смотрю :( Но! Мы частенько ездим на дачу к бабушке с дедушкой. А вот они полностью телезомбированные! С утра она включает один телик, он другой, выключаются они поздно ночью. Я ругаюсь, говорю, что ребенку вредно смотреть телевизор, они же говорят, что он не смотрит. Он действительно не сидит (пока, ттт), уставившись в экран, но крутится в этой же комнате, т.е. краем глаза наверное все равно что-то улавливает. Насколько это вредно? И что можно сделать? :(

ну да, вот я не собираюсь ребенку телек показывать. Но в доме телевизор есть, живем с моими родителями и они его постоянно смотрят. На мои увещевания, что "ребенку нельзя", меня в шутку "посылают" с моими запретами и говорят: "ну и не показывай, мы-то что должны страдать?".
Уехать возможности пока нет. Что же делать?

простите, я же не могу решить каждую конкретную ситуацию с родственниками. видимо, продолжать увещевать, Вы -главный человек в жизни ребенка, и остальные родственники могут поддерживать мамину линию.

Можно добавить,наверное, что такое плоскостное восприятие реальности тормозит развитие математических способностей. Вначале математика должна быть усвоена в процессе движения в пространстве и нахождения равновесия в нём собственного тела. А потом, эти способности, переходя в автоматизм, сменяются математическим мышлением.

да, конечно! и не только математических.

?

Log in

No account? Create an account