Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
cat
aksik
про развитие речи


что нужно сказать сначала: все "нормы" для развития речи очень примерные. Есть вполне здоровые дети, которые не говорят или почти не говорят до 2-3 лет - если во всех остальных сферах развитие в норме, нужно просто подождеть. Бывают медлительные дети, которых "прорывает", когда все остальные уже говорят связной речью.
ПОэтому отложите в сторону "таблицы развития речи", где в год ребенок должен сказать столько-то, в два столько-то. Первое - ребенок в принципе должен издавать какие-то звуки (гулить, лепетать, и т.п., позже - может говорить на "марсианском" или использовать звукоподражательные слова. Вот если он совсем молчит, абсолютно - нужно обращаться к специалистам, проверять общее развитие и слух.
Развитие речи, как и развитие во всех остальных сферах, не подразумевает занятий по расписанию, "потому что надо". Для начала проверьте сами себя - правильно ли вы ставите ударения, все ли в порядке с разговорным языком, наличествуют ли слова-паразиты (типа-это самое-как бы)? ПОстарайтесь поучиться что-либо рассказывать ребенку вслух: это не обязательно должны быть высокохудожественные произведения. Для начала можно описывать свои простейшие действия: "сейчас мы возьмем кастрюльку, поставим бульон...". Пальчиковые игры, конечно, полезны, но это не означает, что в них теперь нужно играть с утра до вечера. Они могут стать хорошей палочкой-выручалочкой в транспорте.
Приведенные примеры (в комментариях к моему вопросу и здесь) не должны быть принудительными занятиями, а могут стать дорожным развлечением и дополнением естественного общения (вопросы, например, вы и без всякого задания ребенку задаете?).


вопрос о развитии речи

лексика - словарный состав языка

упражнения на расширение словарного запаса. Самое простое, как уже сказали в комментариях - как назвать иначе? (поиск синонимов). Например: машина (едет, движется, проносится мимо, и т.п.). Или просто поиск максимального количества вариантов, как можно описать предмет или действие (это могут быть и не синонимы). Например: машина может быть какая? - красная, новая, блестящая, большая, и т.д.
Наоборот - что может быть мягким? Что может быть тяжелым? И т.п.

Очень хорошая игра на связную речь - загадки. Например: "это такой предмет..." говорит ведущий. Игроки по очереди задают вопросы и пытаются отгадать: "Это растет?", "это двигается?", и так далее. Водящий по одному раскрывает характеристики, и победитель, отгадавший слово, загадывает сам.



фонетика - звуковой строй языка

учимся слушать звуки в словах и отличать их. Самые простые начинаются, когда ребенок еще совсем мал - поиск звукоподражательных слов. Как жужжит пчелка? Как шумит ветер? Как шуршит листва? Далее играем на узнавание звуков - какой первый звук в словах: ..., какой последний звук в словах: ...
Игры на различие звуков (палка - балка), изменение слова путем замены одного звука.

замечательная старая игра "испорченный телефон" тоже учит внимательно вслушиваться в слова.

"спрятанные слова" - мышкамышкамышка, банкабанкабанка;

Можно поиграть образами - какое это слово? Какие ассоциации связаны со словом?

Скороговорки

стилистика - нормы употребления и стили языка

Самое простое упражнение - "скажи, как..." дальше подставляете кого угодно из любимых книжных персонажей или реальной жизни (ну, здесь аккуратнее выбирайте образы :)). Когда читаем ребенку книги, важно знакомить его с разными стилями - и авторскими, и фольклорными. При пересказе сказки или рассказа обращать его внимание, какие необычные слова здесь можно услышать (стиль, которым рассказываются сказки, далек от разговорного бытового языка). Ребенок любит играть в перевоплощения - попросите его говорить, как означенный литературный персонаж.


семантика - смысловые значения слов

Для ребенка очень интересен анализ слов, обсуждения их значений и происхождений. ПОчему белка - белка, она же не белая? Сейчас, благодаря интернету, все материалы у вас под рукой - и самим интересно будет узнать, почему ж белка :)


синтаксис - построение предложений

Замечательные упражнения были в комментариях - как развить простое предложение. "Машина едет" - какая она? Откуда и куда едет? Кто за рулем? Можно поиграть в такую игру - задавать друг другу вопросы, и кто больше вопросов сможет набрать.

совершенно забытые сейчас рассказы по картинкам - можно использовать даже обычную иллюстрированную книгу, или знакомую сказку.

Задание - составить предложение из слов (можно уже читающему ребенку).

Хорошая игра: "вы поедете на бал?".

Самое простое - попросить ребенка рассказать о чем-либо (папе, бабушке, братику). если трудно пересказывать без опоры - дайте пальчиковые куклы. Так можно и сказку рассказать.


грамматика - взаимосвязи между словами (падежи, времена и т.п.)

Вспомните "глокую куздру" и играйте в словотворчество. Вспомните Чебурашку, который чебурахнулся, и не бойтесь того, что ребенок "балуется" со словами! Это один из важных этапов освоения языка, когда ребенок выстраивает правильные грамматические конструкции с придуманными словами: "зайчик-поскакайчик", а не общепринятый "побегайчик" и т.п.
Хорошие игры - перевертыши и нелепицы, где ребенок узнает "неправильное" значение слова или его употребление: "ехала деревня мимо мужика...".

Слова с лишним слогом; слова, сказанные наоборот; "выдуманный язык" (привет Тофсле и Вифсле).
Как можно изменить одно и то же слово - различные формы: кот-котик-коток-котофей-котишко-котяра-котище-...


поучиться самим - сайты с правилами русского языка:
http://www.therules.ru/
http://www.rusyaz.ru/pr/
http://www.gramota.ru/

сайт с упражнениями:
http://www.licey.net/russian/

сайт с логопедическими играми и заданиями на развитие речи:
http://logopedia.by/?p=1054

популярные книги о развитии речи:
Кольцова М.М. (много изданий - введите поиск)

игры со словами:
Волина В.В. (много книг - наберите в поисковике автора)
Шибаев А. (стихотворные игры)

http://www.i-gnom.ru/interesnoe/play/slova/slova.html
http://www.logoburg.com/rod/publik/deti/7-10.php
http://www.logoped-sfera.ru/2007/05/285
http://www.r-rech.ru/2009-03-23-14-52-33/2010-07-21-15-04-13.html
http://zanimatika.narod.ru/Book3.htm
http://www.openclass.ru/wiki-pages/93147

риторика для детей и взрослых:
http://www.yazkova.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=16&Itemid=16
симпатичная книга - "Занятная риторика" - скачать: http://obuk.ru/science/22075-zanjatnaja-ritorika.html





  • 1
Отличный пост. Спасибо. В мемориз.

Моя сестра сурдопедагог, отмечает, что чаще всего более эмоциональные дети начинают раньше и лучше говорить. А более спокойные - позже.

у нее маленькая выборка, видимо :)))
моя холеричная сестра первое слово сказала в три года.

Возможно, хотя она и не говорит, что "все", а "часто". Среди наших знакомых так и получается. Ну да это просто наблюдение из практики работы, а не научное исследование и научный вывод.

Ох, спасибо!! Очень актуально. Материал потрясающий!

Большое спасибо за столь содержательный пост.
Нашему сыну в августе будет четыре, но разговаривает он совсем плохо. С рождения слышит три языка. На улице английский, я со старшими детьми и некоторыми знакомыми на немецком и все с отцом разговаривают на русском. К нему обращаемся только на русском, на нем же он и заговорил. Но говорит крайне непонятно и сам понимает, что у него не очень получается. Иногда силится, силится какое-то слово сказать и даже заплачет, что не получается никак. Осенью пойдет в десад, где начнет учить английский. Вот мы теперь стоим перед дилеммой: то ли продолжать его, как можем, учить русскому (специалистов, понятно, здесь не найти), то ли перейти уже на английский и начать водить к логопеду. Вы могли бы что-то посоветовать в такой ситуации? Была бы Вам крайне признательна.

не спешите! пощадите ребенка. билингвы по сравнению с обычными детьми выглядят "отстающими", а уж три языка - и подавно.
"здесь" это где? и что значит плохо разговаривает?

С чем именно не спешить? Мы вроде и так совсем не спешим, но скоро в сад.
Здесь, это в Канаде. В крупных городах есть, конечно, специалисты, но в нашей деревне их нет.
Говорит довольно невнятно, хотя есть слова, которые хорошо выговаривает. Только простые, односложные предложения. Старшая дочка так в полтора года разговаривала. Кроме того, я не знаю сколько он понимает из того, что я ему говорю. Например, на такие вопросы: как деревья шумят? как собачка лает? - он совсем не отвечает и никак не реагирует. Не разрешает мне ему читать, только смотреть картинки и рассказывать что я на них вижу. Сейчас, вроде, увлекся пальчиковыми играми, что раньше делать наотрез отказывался. Может это даст какое-то продвижение.

не спешите "лечить у специалиста". три языка - это очень сложно. попробуйте параллельно учить три языка из разных языковых групп, еще желательно на интенсиве?скажем, иврит, японский и финский? от Вас через месяц ничего не останется :) а ребенок так живет. в чем проблема пойти в сад, как есть? там нет занятий речевых?
если не отвечает - отвечайте Вы, очень внятно артикулируя. выполняйте эти просьбы про чтение - наберите книг, которые ему нравятся, и занимайтесь этим.

Проблемы "пойти в сад как есть" нет. Есть сомнения, что именно этот вариант наиболее оптимальный и щадящий для ребенка.
В общем-то, я все эти годы так и делала, сама отвечала на свои же вопросы :)
Спасибо большое за Ваше мнение и советы.

в качестве обязательного упражнения могу посоветовать "протопывания" стихов. Очень рекомендую "бутерброд без сыра" Ренаты Мухи для топанья по лужам :) отлично выходит. подумайте, под какое стихотворение можно подниматься по лестнице? качаться на качелях? попутно максимально развивайте чувство ритма.
ребенок не левша?

О, отличная идея! Спасибо :)
Нет, не левша.
Меня беспокоит еще то, что старший сын, которому десять, так и не научился толком говорить на русском. НЕправильно склоняет, образует какие-то собственные слова. Заходит домой и кричит: "Мама, я вот!" :)) Причем и в немецком (это его родной) допускает ошибки. Английским сейчас владеет свободно, но на сколько правильна его речь, я оценить не могу. Т.е. получается, что ребенок владеет тремя языками, но ни одним в совершенстве.

да, насколько я понимаю, у нас в сообществе можно отловить логопеда, который согласится дать консультацию по скайпу и подобрать упражнения. но делать, разумеется, будете Вы :)

Спасибо.Томке для нашего Ежа пригодится.

у Вас сплошные звери - тут тигрис, там еж :)))

У нас еще рыбки,две птички,мышка и шиншилла.
Будете в наших краях,милости просим в наш зоопарк.
21 авгутста ТОмкин театр и я с ними будем в ваших краях

  • 1
?

Log in